Идея святого

Мирча Элиаде родился в Бухаресте в 1907 году, работал, в том числе занимался преподавательской деятельностью, во многих частях земного шара. Он является самым известным и наиболее влиятельным представителем науки, занимающейся изучением истории религий. Трудно провести различительную черту между историками религии и последователями феноменологии религии, так как их взгляды относительно близки. Так, например, Элиаде, исследуя исторические фазы развития религий, изучает и идею "святого". Каковы различные пути, приводящие человечество к осознанию идеи "святого"? Решая эту задачу, Элиаде обсуждает пути, в которых проявляется священное, включая и священные места, и святых людей. Пути эти называются иерофаниями.

Например, Иисус Христос, говорят, был высшим путем проявления Священного, потому что в нем, в Иисусе, это Священное, в привычном смысле принадлежащее миру, совершенно отличному от нашего, проявляется как что-то, принадлежащее нашему миру именно в человеческой его, Христа, природе. Элиаде полагает, что способность западного мира воспринимать священное ослабела и задачей истории религий является помощь в новом обретении этого чувства в пределах, разумеется, материалистической жизни Запада.

Мысль Элиаде заставляет вспомнить известную книгу Рудольфа Отто "Идея Святого", в которой тот утверждал, что природа источника религиозного опыта вызывает магнетизм и благоговение и именно в этом чувстве - реальность любой истинной религии.