« Назад

Святые места, священные календари

Гарольд Тернер

Места, где боги явили себя или где они действуют, являются центральными для религиозного опыта.

Место, где было видение, исцеление, чудо или знамение, выделяется особо как святое пространство, на котором действия богов могут повториться. Возможно, все начиналось с очищенной от травы площадки, куда приходили люди с молитвами и приношениями. Затем, может быть, добавились символические объекты, олицетворяющие божество, алтари для приношений и жертвоприношений, потом построили здания для защиты образов божества и алтарей - "дома для Бога". По мере того как место поклонения разработано в деталях, оно становится обширным храмовым пространством с массивными строениями. Такие священные места имеют символическое значение. Они могут считаться "центрами мира", "пупом Земли", могут рассматриваться как места встреч богов с людьми и земными копиями небесных царств. Внутреннее помещение, где покоится образ божества, является самым святым местом, от него часто отходит система помещений меньшей святости, ведущая к входам в храм.

Вознесение от земного царства к небесному символизируется вертикальными характерными чертами - массивными лестницами, священными стопами и святилищами на святых горах. Сходные понятия могут связываться и со священными пещерами, гротами, целительными родниками, загадочными горными формированиями, с гробницами святых и мучеников. Ввиду того, что божественная сила более доступна в святилищах, эти места становятся центрами паломничества.

Однако синагоги, церкви и мечети в иудаизме, христианстве и исламе следует рассматривать как места собрания поклоняющихся, а не как места, где поселяется Бог. Они могут иметь также историческую и обрядовую ценность.

Временная дистанция отделяет людей от божественных актов творения в прошлом. Во многих религиях она преодолевается регулярным изложением священных мифов, пересказыванием того, как сотворили этот мир, земную твердь, как они научили людей добывать огонь, охотиться, заниматься земледелием, строить и жить вместе. Эти изложения вновь вызывают к жизни фундаментальные события прошлого. Также и периодически заново исполняются различные ритуалы, восстанавливающие деяния богов.

Айрес-Рок является одним из многих святых мест австралийских аборигенов. Эти места связаны в их представлении с Временем снов, эрой оформления земной поверхности первобытными духами.

В совокупности мифы и обряды составляют религиозные церемонии, приуроченные к порам года и движениям небесных тел. Самым главным является обряд новогоднего обновления, когда и человеческие, и земные жизненные силы, которые портятся, подвергаются нападению злых сил, очищаются и в них вливается новая жизнь от духовного мира.

Календари сначала появились как некие расписания, в которых сообщалось о том, когда нужно быть готовым к следующему обновлению божественного благословения и божественной силы. Календари не могли, однако, указать правильное время и благословение для различных видов деятельности: строительства новой деревни, объявления войны, ведения торговли, путешествия, заключения брака и других важных событий. Для этих событий верующие старались найти знаки божественного одобрения в расположении звезд (астрология), прилета и отлета птиц, они бросали жребий, обращались к оракулам, использовали и другие способы. Поэтому гадания (ворожба) очень важны там, где люди чувствуют свою полную зависимость от богов, которые иначе не откроют свою волю.

Религии, имеющие свои Писания, такие как иудаизм, христианство и ислам, используют другие средства для получения Божьего откровения и противостоят гаданиям и ворожбе. С другой стороны, эти религии имеют свои календари, где указывается время возобновления ежедневных молитв, еженедельных богослужений, ежегодных обновлений опыта Божественного благословения.

Золотой павильон в Киото (Япония), был построен как дом-сад. После смерти владельца вследствие его красоты он стал использоваться дзэн-буддистами в качестве храма.


« Назад